Притча, как научиться понимать своего клиента

325
Притча, как научиться понимать своего клиента

Однажды к Учителю пришел путник. Он сел за стол напротив Учителя и молча смотрел, как тот читает книгу. Примерно через час гость сказал:

— О Великий Учитель, я шел много месяцев, чтобы встретиться с тобой здесь и задать один лишь вопрос: «Что самое главное в продажах?»

— Мозги, — ответил Учитель.

— Великий Учитель, почему «мозги»? Что ты имеешь в виду? — удивился гость.

— Во-первых, не называй меня великим, — сказал Учитель.

— Велик Путь. А во-вторых, ученики имеют достаточно мозгов, чтобы понимать. Ты не ученик. Если бы ты думал мозгами, а не ногами, не шел бы столько недель. Ты написал бы письмо.

Гость заплакал и ушел.

Через три года Учитель купил в магазине книгу иностранного автора, называвшуюся «Все о продажах», а прочитав ее, рассмеялся: «И ничуть он не изменился!»

Мы немало удивились этой истории. Нам показалось, Учитель очень резко обошелся с незнакомым ему до этого человеком. Но подлинность истории засвидетельствовал Первый Ученик*, который присутствовал как при встрече Учителя с Путником, так и при том, как Учитель купил и прочитал книгу иностранца. Первый Ученик свидетельствовал, более всего рассмешило Учителя то, что в предисловии автор называл себя его последователем.

Однажды к Учителю пришел ученик и сказал:

— Учитель, я уже трижды встретился с покупателем, но он не хочет покупать мой товар.

— Изучай, — ответил Учитель. Ученик ушел и вернулся через неделю. Он был расстроен:

— Учитель, я изучил все: я знаю, сколько денег и в каких банках на его счетах, я знаю, какие из моих товаров ему действительно нужны, я знаю, сколько точно он сэкономит, покупая их у меня, а не у моего конкурента. Я объяснил ему все это… но он не хочет ничего покупать…

— Кстати, а как зовут его собаку? — спросил Учитель.

Однажды Учитель, встретившись утром с учениками, сказал им:

— Теперь спрашивайте. Ученики молчали, и только один из них спросил:

— Учитель, скажи, а как правильно завершать сделку? Учитель пожал плечами, потом подошел к столу, достал оттуда столько денег, сколько брал обычно за обучение, отдал спросившему ученику и выгнал его.

Эта история показывает, что Учителю проще было отказаться от денег, к которым он, как известно, относился с большим уважением, чем мириться с Великой Глупостью. Ученики рассказывали, что «Великой Глупостью» Учитель называл мысли и правила, почерпнутые из книг и не отточенные после этого практикой.

Однажды к Учителю пришел ученик и спросил:

— Учитель, я несколько дней пытаюсь продать крупную партию прекрасных легких зимних курток владельцу большого магазина одежды. Он ни разу даже не поговорил со мной. У него всегда находятся какие-то причины для того, чтобы отложить встречу. Как мне продать эти куртки, Учитель?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

— Купи.

Ученик подумал, что Учитель не понял его слов и повторил их. Учитель нахмурился, взял лист бумаги и быстрым росчерком дешевой ручки написал на нем только одно слово: «Купи!»

Ученик взял листок из рук Учителя, поклонился и вышел.

На следующий день ученик пришел в этот магазин и купил там куртку. Придя домой, он сравнил ее с теми, которые хотел продать, и написал небольшое письмо, которое отнес владельцу магазина…

Через три дня ученик снова пришел к Учителю и сказал ему:

— Учитель, спасибо тебе! Я сделал все так, как ты посоветовал, и вчера продал ему всю партию курток. Скажи, всегда ли, когда хочешь что-нибудь продать, следует поступать точно так же? К сожалению, мы не знаем, что именно ответил Учитель.

Доподлинно известно только то, что спустя 40 лет, когда этот ученик сам стал уважаемым Учителем, у него дома в серебряной рамке висел листок с написанным рукой Великого Учителя словом: «Купи!» Прямо над ним висел в золотой рамке листок с написанным тем же почерком словом: «Идиот!»

Однажды ученики спросили:

— Учитель, как правильно начать разговор с покупателем, придя к нему в гости?

Учитель сделал жест, который означал: «Рассуждайте!»

Ученики начали обсуждать и спорить, доказывая ту или иную точку зрения примерами из прочитанных книг и личного опыта.

Наконец, они решили, что, придя к покупателю, нужно посмотреть по сторонам в его кабинете, найти что-то действительно интересное и начать обсуждать это. Ученики с гордостью посмотрели на Учителя, а он спросил их: «Как?»

Тогда один из учеников сообщил Учителю вывод, к которому они пришли. Учитель засмеялся, а потом вышел из комнаты, где обычно занимался с учениками.

Через небольшой промежуток времени Учитель вернулся и объяснил ученикам, что в большом зале он сделал подобие кабинета клиента и пригласил учеников по одному заходить в этот зал, а он, Учитель, будет изображать покупателя.

Первый из вошедших в зал обнаружил там Учителя, сидящего на полу. Зал был совершенно пуст, только на стене висела небольшая картина работы известного мастера. Ученик заговорил о том, как ему нравятся работы этого художника. Когда он закончил говорить, Учитель знаком приказал ему сесть сзади, как бы за границами «кабинета покупателя», и позвал следующего ученика. Так повторилось много раз. Последним зашел тот, кто сообщил Учителю, к чему пришли ученики, обсуждая проблему. Когда он начал говорить, как ему нравится этот художник, остальные ученики не выдержали и рассмеялись.

Эта история рассказывает нам, как Учитель почти без слов объяснил ученикам то, что будучи объясненным лишь словами, не было бы столь убедительным.

Один из учеников спросил:

— Учитель, во многих книгах я читал, что с покупателем надо говорить о том, что его интересует. Советуют беседовать о футболе, если он болельщик, о детях, если они у него есть, о собаках, если он любит собак. Но не все — болельщики, не у всех есть дети и не все любят собак. Скажи, существует ли такая тема, на которую с интересом будет говорить любой покупатель?

Учитель кивнул и с улыбкой ответил:

— Его дела.

Нам не совсем понятно, в каком значении Учитель употребил тут слово «дела»*: бизнес или вообще все то, чем занимается человек. Однако когда мы задали вопрос Первому Ученику, он ответил: «Для того чтобы выбрать верное значение, необходимо постичь Путь».

Один из лучших учеников спросил:

— Учитель, что делать, если покупатель не хочет отдавать деньги за товар, который он давно уже получил от меня?

Учитель промолчал и даже сделал вид, что не услышал слов ученика. Ученик повторил свой вопрос. И снова не был удостоен внимания.

Ученики зашептались в удивлении, кто-то предположил, что Учитель не знает ответа на этот вопрос.

Тогда Первый Ученик, помня, что ни разу не было такого, чтобы Учитель вовсе не ответил им, подтолкнул в спину спрашивавшего ученика и заставил его повторять вопрос снова и снова.

Время шло, день близился к концу, уставший ученик повторял свой вопрос уже в который раз, Учитель все это время занимался своими делами.

Наконец на закате, когда ученики решили, что сегодня они не услышат ответа, ученик спросил:

— Учитель, что делать, если покупатель не хочет отдавать деньги за товар, который он давно уже получил от меня?

Учитель повернулся к нему, улыбнулся и сказал:

— Повторяй! — И на учеников, которые были в этом зале, снизошло просветление.

Рассказывают, что все ученики, которые были в доме Учителя в этот памятный день, и сами стали со временем уважаемыми Учителями. До конца жизни все они называли тот день «Золотым Днем».

Отрывок из книги «Путь торговли» Тадао Ямагучи (Олег Макаров)

Отрывок из книги "Путь торговли" Тадао Ямагучи (Олег Макаров)

В 2005 году Олега Макарова, автора и ведущего тренингов по продажам и маркетингу, в очередной раз спросили: «Что почитать о правильных продажах?» И он изложил свои взгляды в виде кратких притч. Получилась книга «Путь торговли». Олег придумал псевдоним Тадао Ямагучи, а сам притворился переводчиком книги. С тех пор книга стала культовой.

Перед вами новое издание «Пути торговли» со свежими историями и сборником вдохновляющих афоризмов. Это книга об искусстве продаж, об отношениях, пронизывающих любой бизнес. Книга, составленная из историй об Учителе, постигающем Путь, и его учениках. Книга для всех, кто любит то, чем занимается каждый рабочий день

Если вы работаете в продажах, маркетинге, занимаетесь бизнесом и по каким-то причинам не читали «Путь торговли» — вы сможете ознакомиться и с первой частью книги, и с новыми историями.

Если вы, как и большинство читателей первой книги, перечитывали её и ждали нового издания — наслаждайтесь новыми историями Учителя и сборником афоризмов, в котором вы найдете мудрую мысль на каждый день года.

Постигайте мудрость Пути Торговли, работайте с удовольствием и добивайтесь большего. А эта книга-наставник поможет вам.

От автора

Если я могу предоставить кому-то возможность стать сильнее, постичь что-то новое, развиться, вырасти, я должен это делать. Это — моя ответственность перед собой и перед миром. А что с полученной возможностью делать — выбор того человека и ответственность тоже его.

— Понятно, — сказал Ученик, — а почему ты указан как переводчик, а автором книги записан не ты, а другой человек?

Учитель улыбнулся: — Это не другой человек, а выдуманный персонаж. Я решил, что незачем привлекать внимание читателя к себе, пусть лучше оно целиком будет обращено к книге, к тому, что в ней говорится, к тому о чём говорится. Пусть читающий книгу думает о себе, о своём бизнесе, а не обо мне.