Выставка «Гений в юбке», посвященная первому русскому модельеру Надежде Ламановой

24-го декабря в Москве стартует выставка «Гений в юбке», посвященная первому русскому модельеру Надежде Ламановой. Мы поговорили с одной из участниц проекта – модельером и дизайнером Еленой Эланж, владелицей Модного дома Helena Elange, которая специально для выставки воссоздала одну из работ легендарной Ламановой. Елена рассказала о том, почему дизайнеру необходимо уметь шить и о том, чем можно вдохновиться в работе.  

Надежда Ламанова – интереснейшая личность в мире моды, которая стала законодательницей трендов не только в России, но и в Европе. Именно благодаря ей Париж и Милан узнали стиль «а-ля русс», именно она показала, что царская, а затем и советская Россия не понаслышке знает, что такое высокая мода.

Ламанова шила костюмы и платья для актеров, знаменитостей, членов царской семьи. Но начинала она свой профессиональный путь с работы простой модисткой, лишь благодаря упорному труду став одним из самых известных дизайнеров в нашей стране.

Я считаю, что для дизайнера вообще очень важно в первую очередь стать отличным ремесленником. Ведь до тех пор, пока ты не станешь мастером, ты просто не поймешь, как конструируется одежда, как её можно изготовить технологически. Без этого невозможно создать правильную и актуальную коллекцию. Дизайнер, не имеющий практического опыта пошива, обрекает себя на долгие и сложные попытки объяснить технологу, что он имел в виду, долгие отшивы, бесконечные ошибки и правки…

Выставка «Гений в юбке», посвященная первому русскому модельеру Надежде Ламановой

Интересно, что, став известной, Ламанова перестала шить сама, говорила, что не любит «ковыряться с иглой». На сегодняшний день я уже тоже не люблю шить сама, очень редко сажусь за машинку. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда нужно изготовить изделие очень быстро, эксклюзивно и мне некогда объяснять швее или закройщику, что я хотела бы видеть.

Хотя именно опыт позволяет мне всегда подавать очень четкие эскизы и технические описания, благодаря которым, изделие, как правило, не требует правок или доработок. Я очень хорошо понимаю, как думает швея, что нужно конструктору, когда он получает эскиз, поэтому нам с ними удается добиться полного взаимопонимания в работе.

Ламанова работала по, так называемому, методу наколки и на её примерках клиенткам приходилось стоять иногда по два-три часа. Случалось, что люди падали в обморок. Возможно, эти методы были несовершенными, зато они позволяли Надежде Петровне добиваться великолепных результатов – платье сидело на даме как вторая кожа.

Выставка «Гений в юбке», посвященная первому русскому модельеру Надежде Ламановой
Выставка «Гений в юбке», посвященная первому русскому модельеру Надежде Ламановой
Выставка «Гений в юбке», посвященная первому русскому модельеру Надежде Ламановой

Время прошло, мир изменился и сегодня этот процесс стал гораздо проще и комфортнее для клиента. Но желание, чтобы клиент ушел в идеальном, полностью «своём» платье – осталось!

С людьми, пришедшими ко мне за нарядом, я сначала разговариваю как психолог, выясняя, для чего им нужно это платье или костюм, чего они хотят добиться в жизни, как хотят выразить себя. Мы обсуждаем привычки, образ жизни. После этого я предлагаю эскиз. Мы утверждаем его, подбираем ткань, утверждаем материалы.

Далее работа поступает в мастерскую и за дело берется конструктор, который делает макет для этого клиента. После мы получаем лекало, идеально сидящее на конкретном человеке. На базе этого лекала создаем безупречный костюм или платье. Долгое ожидание, бесконечные примерки – в своей работе я этого не практикую. Максимум, что может потребоваться – это одна примерка, во время которой дорабатываем какие-то детали.

Еще во времена моей работы в ателье, я заметила, что на промежуточных примерках (а в ателье их может быть две или три), когда клиент видит на себе непонятный ему, незаконченный проект, он начинает нервничать, расстраиваться, вносить ненужные правки и так далее. Единственная примерка в этом плане гораздо эффективнее, ведь дизайнер получает возможность презентовать клиенту уже готовый, красивый и доведенный до ума заказ.

Выставка «Гений в юбке», посвященная первому русскому модельеру Надежде Ламановой
Выставка «Гений в юбке», посвященная первому русскому модельеру Надежде Ламановой

Клиент, который полностью доверяет мне как профессионалу, всегда получит блестящий результат. Даже если в начале совместной работы он сам до конца не понимал, что именно он хотел. Всё дело в том, что я, как и Ламанова, прислушиваюсь к каждому человеку, стараясь «нащупать» его индивидуальность, скорректировать какие-то слабые места и подчеркнуть достоинства.

Моя любимая эпоха Возрождения и стиль Ренессанс в одежде, это время, когда женщины были очень элегантны, женственны в своих нарядах. Платья их порой были неудобны, однако их внешний вид не вызывал ничего, кроме восхищения, потому что все в платье было пропорционально и гармонично. Сейчас я воплощаю это в своих коллекциях и часто слышу от клиентов слова вроде: «Елена, я шила у вас платье восемь лет назад. И оно до сих пор модное!». И это чистая правда, ведь такие качества как изящность, женственность, пропорция не теряют своей актуальности с годами.

В моих платьях и костюмах есть и существенное различие с нарядами эпохи Ренессанса – все они удобны и комфортны благодаря особому крою, натуральным тканям. Сегодняшняя жизнь гораздо быстрее, чем существование, скажем, в шестнадцатом веке — нужно стремительно двигаться, быстро принимать решения. В корсете делать всё это невероятно неудобно. В нём и дышать-то сложно!

В моих коллекциях, кстати, представлены и корсеты, но они невероятно мягкие и легкие. В таких корсетах женщина получает точеную талию и прямую осанку, не жертвуя своим комфортом.

Думаю, Надежда Ламанова не зря кажется мне такой близкой по духу, ведь в своих работах она никогда не забывала про комфорт, изящество, индивидуальность. Если сегодня надеть знаменитое красное платье, созданное ею для актрисы Алисы Коонен, вы почувствуете, что оно практически невесомое и, вместе с тем, яркое, создающее полноценный образ.

Благодаря тому, с каким мастерством оно исполнено, платье актуально и по сей день. Именно это платье я воссоздала для выставки «Гений в юбке» и даже устроила специальную фотосессию, в которой показала, как наряд, которому около ста лет, можно сочетать с лосинами, грубыми ботинками или строгим пиджаком и спокойно надеть, скажем, на вечеринку в клубе или офисный корпоратив.

Я очень рада, что мне удалось поработать над воссозданием платья из коллекции Надежды Ламановой – я испытала огромную гордость за то, что этот гениальный модельер родился, жил и работал именно в России!

«Галерея Беляево»

Выставка «Гений в юбке» 24 декабря 2016 – 26 февраля 2017

К 155-летию со дня рождения главной героини русской моды начала XX века Надежды Петровны Ламановой

Ежедневно с 11:00 до 20:00, выходной — понедельник.

Адрес: Москва, ул. Профсоюзная д.100 (м. Беляево)

Комментарии: